В ГосДуме состоялось рабочее обсуждение законопроекта об усилении ответственности за задержку выплаты заработной платы

Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов под председательством Первого заместителя Председателя Комитета М.В. Тарасенко 14 апреля 2016 г. провел совещание с рядом экспертов по обсуждению трех законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации.

 

Эксперты, представляющие общероссийские объединения работодателей, крупнейшие компании, отметили категорическое несогласие с проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда».


Основные новеллы законопроекта:

ввести в статью 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях новый состав, устанавливающий самостоятельную повышенную административную ответственность за нарушения норм трудового законодательства в сфере оплаты труда;

вдвое увеличить размер денежной компенсации за задержку оплаты труда, если задержка выплаты заработной платы и других причитающихся выплат составляет более 180 дней (статья 236 ТК РФ);

увеличить срок обращения работника в суд по искам о взыскании невыплаченной заработной платы до одного года вместо 3-х месяцев (статья 392 ТК РФ) и др.

Представители РСПП, ТПП, Объединения РаЭл не поддержали законопроект, сославшись на нецелесообразность ужесточения действующих санкций, имеющуюся достаточную урегулированность вопросов ответственности работодателя, включая уголовную ответственность за неполную или полную невыплату зарплаты и других выплат.

Представители объединений работодателей поставили вопрос о необходимости исключения практики мультиплицирования административных штрафов на количество работников, в отношении которых они выявлены, что может привести к полной несостоятельности организаций и невозможности исполнения даже в судебном порядке решений о взыскании задержанной зарплаты.

Предложение об увеличении до одного года срока обращения граждан в суд по искам о взыскании зарплаты вместо действующих трех месяцев также вызвало несогласие в связи с направленностью данной нормы на увеличение полагающихся выплат путем «затягивания» обращения работников в суд. 

Второй законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» направлен на регулирование условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и членов коллегиальных органов, заключающих трудовой договор. Условия оплаты труда вышеупомянутых категорий работников государственных внебюджетных фондов, терорганов ФОМС, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, предельное соотношение уровня их среднемесячной зарплаты и среднемесячной зарплатой работников определяются соответствующими законами, нормативными правовыми актами соответствующего уровня.

При этом условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных органов госкорпораций, госкомпаний и хозяйственных обществ, более 50% долей в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.


Законопроект носит рамочный характер, не устанавливая конкретные условия оплаты труда в отношении указанных категорий работников.

Законопроект еще не прошел первое чтение в ГосДуме, поэтому был представлен лишь концептуально. Обсуждение будет продолжено.

Третий законопроект «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» направлен на реализацию полномочий РТК – по обеспечению учета решений РТК, мнений ее сторон при рассмотрении и принятии федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения.


Кроме того, в целях обеспечения реализации ст. 35-1 ТК РФ законопроект предусматривает приглашение Координаторов Сторон РТК, представляющих общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов, на рассмотрение вопросов социально-трудовой тематики на заседания Правительства Российской Федерации, что, несомненно, будет положительно сказываться на взвешенности принимаемых решений в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.