По оценке Минэкономразвития России, запланированный рост производительности труда к 2018 году согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596, под угрозой невыполнения

12 мая 2016 года состоялось заседание рабочей группы РТК в области экономической политики, на котором был рассмотрен вопрос: «О ходе реализации плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, подготовке предложений по его совершенствованию, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению достижения показателей увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест» (далее – План мероприятий).

Заседание провел А.В. Ситнов, сопредседатель данной рабочей группы, председатель Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности.


Зам. директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Д.Г. Гайнулин прокомментировал представленные Министерством материалы о ходе реализации Плана мероприятий по итогам 2015 года.

Так, докладчик отметил, что в целом отмечается негативная тенденция, снижение плановых значений целевых показателей динамики производительности труда в отраслях и по экономике по итогам 2015 года.

На основании данных Росстата, показатель производительности труда по экономике в целом по итогам 2015 года составит 97,7 % (согласно Плану мероприятий – 102,1 процента).

По отраслям экономики прогнозируются следующие показатели производительности труда по итогам прошедшего года:

в топливно-энергетическом комплексе – 100,0 % (плановое значение – 
104,1 %);

по крупным и средним предприятиям обрабатывающей промышленности по видам экономической деятельности – 96,8 % (план – 109,5 %);

в авиационной промышленности – 112,9 %, (план – 125,9 %);

в судостроении – 102,1 % (план – 112,5 %);

в отрасли связи – 101,9 % (план – 106 %);

в строительстве – 98,8 % (план – 106 %);

в транспорте – 101,7 % (план – 104,8 %).

Лишь в сельском хозяйстве прогнозируется перевыполнение планового показателя: – 104,1 % (плановое значение – 103,8 %).

Основные причины недостижения плановых значений — ухудшение экономической ситуации, отрицательная динамика основных макроэкономических показателей в 2015 году, а также отраслевые особенности.

В ТЭК основной причиной недостижения планового значения данного показателя обусловлено снижением в 2015 году объемов добычи газа на 4,87 % по сравнению с плановым, что связано с геополитической и экономической ситуацией в стране, значительным сокращением поставок газа в Украину и, как следствие, невыборкой контрактных объемов газа со стороны Украины, а также в связи с теплыми погодными условиями осенне-зимнего периода.

В целом, из 33 ключевых событий Плана мероприятий, подлежащих исполнению, исполнено 22, не исполнено 9 событий, из которых 2 исполнены частично. План мероприятий в целом исполнен на 67 процентов.

К числу наиболее важных неисполненных событий относятся следующие события Плана мероприятий:

Ключевое событие 1.1, ответственный – Минфин России, которое предусматривает упрощение процедуры отбора инвестиционных проектов с использованием механизма госгарантий и порядок предоставления госгарантий. Плановый показатель в 2015 году не достигнут: вместо предоставления 200 госгарантий объемом не ниже 1 млрд. рублей нарастающим итогом, в 2015 году предоставлено 49 госгарантий. По мнению Минфина России, достижение индикаторов невозможно и необходимо внести существенные корректировки в редакцию ключевого события 1.1 либо исключить его из Плана.

Ключевое событие 1.3., ответственный – Минфин России, предусматривающее предоставление налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат. Согласно информации, федеральный закон еще не принят, находится на рассмотрении в ГосДуме ФС РФ.

Ключевые события 3.4. и 3.5., ответственный – Минфин России, предусматривающие принятие Федерального закона, направленного на повышение налогообложения организаций, имеющих оборудование с истекшим сроком использования; проведение в 2015 году переоценки в бухучете предприятий с отдельными категориями основных фондов с истекшим сроком использования, не исполнено. По мнению Минфина России, принятие федерального закона и проведение переоценки в бухучете предприятий, имеющих основные фонды (оборудование) с истекшим сроком использования, нецелесообразно и приведет к росту амортизационных отчислений и уплачиваемого организациями налога на имущество организаций, а также к росту себестоимости товаров и услуг, в том числе по госконтрактам.

Ключевое событие 4.5., ответственный – Минтруд России, предусматривающее принятие Федерального закона о системе независимой сертификации квалификации, не исполнено, но законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

Ключевое событие 4.6., ответственный – Минфин России, не выполнено, не принят Федеральный закон о внесении изменений в налоговое законодательство РФ, направленных на мотивацию предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Минюсте России, после чего будет внесен в Правительство РФ.

Ключевое событие 5.4., ответственный – Минтруд России, не достигнут целевой индикатор: число работников, переехавших на работу в другую местность в рамках программы содействия повышению мобильности трудовых ресурсов (плановое значение 15 тыс. чел. на конец года, нарастающим итогом, фактическое значение – 147 человек). Причиной невыполнения является позднее принятие законодательных актов, а также отсутствие необходимого объема жилого фонда, инфраструктуры для переезда граждан.

В ходе обсуждения Сторона работодателей предложила Минэкономразвития России доработать общую часть доклада о выполнении Плана мероприятий, исключить из числа причин: низкие темпы повышения уровня квалификации персонала, поскольку каких-либо установленных темпов не существует; низкий уровень производственной культуры и качества всех видов управления, т.к. эталонов также не установлено. Кроме того, было предложено актуализировать информацию по ряду позиций, поскольку она предоставлена по состоянию на конец марта т.г.

Члены РТК и эксперты рабочей группы обсудили и нерешенную проблему с определением понятий производительности труда и высокопроизводительных рабочих мест. Для продвижения в этом вопросе решено запросить информацию Аналитического центра при Правительстве РФ по выработке методологии в целях выполнения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596, по повышению производительности труда и созданию 25 млн. высокопроизводительных и модернизированных рабочих мест, при необходимости провести заседание временной рабочей группы на площадке вышеуказанного Аналитического центра.


Замечания и предложения по возможному изменению, дополнению Плана мероприятий могут быть поданы в недельный срок в секретариат РТК для обобщения и возможного использования Минэкономразвития России.

Информация о ходе выполнения Плана мероприятий принята к сведению.

В заседании приняла участие помощник Генерального директора по взаимодействию с органами власти и законотворчеству Объединения РаЭл В.Н. Потапова.