На совещании в профильном Комитете Госдумы ряд объединений работодателей, включая РаЭл, заявили отрицательную позицию по законопроектам об усилении ответственности за невыплату заработной платы и установлении предельных уровней заработных плат для руковод

23 мая 2016 года в ГосДуме состоялось совещание, которое провел Первый заместитель Председателя Комитета ГосДумы по труду, социальной политике и делам ветеранов М.В. Тарасенко, с участием представителей Комитета ГосДумы, РСПП, Объединения РаЭл, ТПП РФ, Ассоциации металлургов России, ФНПР, Минтруда России, Роструда, а также научной общественности.

На совещании были обсуждены два законопроекта, прошедшие первое чтение в ГосДуме, в целях подготовки их ко второму чтению; один из них – проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда».


Законопроект предлагает выделить в статье 5.27. КоАП РФ новый состав административного правонарушения – частичную или полную невыплату работнику заработной платы, либо установление заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством, предусмотрев повышенные размеры административных штрафов, налагаемых на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случае нарушения требований трудового законодательства по оплате труда. В случае повторного совершения аналогичного правонарушения предложено ввести дисквалификацию должностных лиц на срок до одного года, увеличить размер административного штрафа для юридического лица от 50 до 100 тыс. руб.

Представители Стороны работодателей (РСПП, Ассоциация металлургов России, Объединение РаЭл, ТПП РФ) высказали отрицательное отношение к законопроекту, отметили, что причины задержки выплаты зарплаты, в основном, связаны с резким ограничением доступа юридических лиц к банковским кредитам вследствие непомерно высоких процентных ставок за пользование ими, нарастанием неплатежей в хозяйственном обороте. Само по себе ужесточение ответственности работодателя не решает этих проблем.

Основная проблема, которую поставила сторона Работодателей, – исключение возможности мультиплицирования штрафа на количество работников, в отношении которых выявлено нарушение в сфере оплаты труда. Подобная практика госинспекторов труда ведет к наложению на юридическое лицо многомиллионных штрафов. В результате многие организации становятся банкротами, и шансы работников получить задержанную зарплату становятся мизерными.

Сторона Работодателей предложила в тексте статьи 5.27 КоАП РФ заменить слово «работнику» на слово «работникам», что исключит подобную негативную практику.

Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Л.Ю. Ельцова заявила, что ужесточение ответственности за невыплату зарплаты –необходимый шаг, законопроект около двух лет рассматривался на различных площадках.

Руководитель Роструда В.Л. Вуколов заметил, что и суды налагают штрафы на юридическое лицо по каждому иску работников одной и той же организации при обращении их в суд для взыскания задержанной зарплаты. Практика госинспекций труда не противоречит законодательству.

Сторона Работодателей согласилась с предложением установить в статье 136 ТК РФ конкретную дату выплаты заработной платы – не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Новелла разрешает проблему, связанную с выплатой зарплаты в новогодние каникулы, снижает риски наступления административной ответственности за нарушение сроков выплаты зарплаты в этот период.

Однако при этом сторона Работодателей не поддержала предложение об увеличении срока, в течение которого работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате заработной платы в течение одного года вместо действующих трех месяцев. По мнению стороны Работодателей, нормы законопроекта содержат риски резкого увеличения сумм задержанной зарплаты, провоцируя работника на возможно более позднее обращение в суд в целях увеличения причитающихся выплат и компенсации, что создает риски незаинтересованности работника в трудоустройстве, а также выплат ему пособия по безработице.

Нормы второго законопроекта – «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части обязательного установления предельных размеров соотношения между среднемесячной заработной платой руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также усиления ответственности за их несоблюдение) также не были поддержаны стороной Работодателей.

В частности, Объединение РаЭл заявило о несогласии с законопроектом, поскольку учредители бюджетных учреждений, предприятий, фондов при заключении трудовых договоров с руководителями этих организаций при установлении оплаты труда обязаны определять размер оплаты труда конкретного руководителя с учетом всех юридически значимых обстоятельств: квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Представители научной общественности высказали ряд замечаний по рассмотренным законопроектам, в частности, отметив возможность изменения практики мультиплицирования административных штрафов путем внесения изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.


Учитывая разногласия Сторон, принято решение провести 24 мая т.г. дополнительное совещание с участием представителей Минтруда России, РСПП, ФНПР для выработки взаимоприемлемой позиции по законопроектам.

Позицию Объединения РаЭл в рамках совещания представила помощник Генерального директора по взаимодействию с органами власти и законотворчеству Объединения РаЭл В.Н. Потапова.