На заседании рабочей группы РТК рассмотрены проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на следующий год

6 октября 2016 г. состоялось заседание рабочей группы по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы, посвященное проектам бюджетов ПФР, ФСС РФ, ФОМС.

Проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» представил заместитель Председателя ПФР А.В. Куртин.

06_10_2016-01

Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов от 16 сентября 2016 г. (по базовому варианту).

Согласно законопроекту прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда составит 8 323 225 251,5 тыс. рублей, общий объем расходов бюджета Фонда составит 8 504 977 308,0 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда – 181 752 056,5 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии.

Доходы бюджета Фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2017-2019 годы сформированы исходя из тарифа страхового взноса в размере 22% с сумм до предельной величины базы и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нарастающим итогом с начала расчетного периода составит в 2017 году — 883 тыс. рублей, в 2018 году — 991 тыс. рублей, в 2019 году — 1 101 тыс. рублей.

Расчет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы на 2017 год в сумме 20 627 млрд. рублей, на 2018 год в сумме 21 908 млрд. рублей, на 2019 год в сумме 23 044 млрд. рублей.

В 2017-2019 годах страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются на выплату страховых пенсий.

Страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным для отдельных категорий страхователей, в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, дающими право на досрочное назначение пенсии, определены в зависимости от установленных классов и подклассов условий труда, доптариф применяется дифференцированно в размерах от 0 до 8 процентов. В период проведения аккредитованными организациями поэтапной специальной оценки условий труда (до конца 2018 года), плательщики, не прошедшие оценку и не имеющие результатов аттестации, уплачивают страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для Списка № 1 — 9%, Списка № 2 и малых списков — 6%.

Численность пенсионеров составит: на начало 2016 г. – 42 734,7 тыс. человек, на начало 2017 г. – 43 329,1 тыс. человек, на конец 2017 года – 43 933,1 тыс. человек.

Из них получателей страховой пенсии – на начало 2017 года – 39 756,7 тыс. человек, получателей по государственному пенсионному обеспечению – на начало 2016 г. – 3 492,1 тыс. человек, на начало 2017 г. – 3 572,4 тыс. человек, на конец 2017 г. – 3 655,1 тыс. человек.

Стоимость пенсионного коэффициента (СПК) увеличивается с 1 февраля 2017 г. на 5,8% (на ИПЦ за 2016 год) и устанавливается с 1 апреля 2017 года в размере 78 рублей 58 копеек (СПК на 1 января 2017 года установлена в размере 74 рубля 27 копеек).

Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2018 и 2019 годы определены с учетом увеличения СПК с 1 февраля 2018 года на 4,9% (на индекс роста потребительских цен за 2017 год) и установлением его с 1 апреля 2018 года в размере 82 рубля 43 копейки, с 1 февраля 2019 года на 4,4% (на индекс роста потребительских цен за 2018) и установлением его с 1 апреля 2019 года в размере 86 рублей 06 копеек.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии определена в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: с 1 февраля — с учетом прогнозного индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней

с 1 февраля будет осуществлена в: 2016 г. – на 4%, 2017 г. – на 5,8%, 2018 г. – на 4,9%, 2019 г. – 4,4%.

Среднегодовой размер страховой пенсии составит: в 2017 году 13 168 рублей (153,2% к ПМП), в 2018 году — 13 639 рублей (143,4% к ПМП), в 2019 году — 14 081 рубль (142,1% к ПМП).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит: в 2017 году 13 657 рублей (158,9% к ПМП), в 2018 году — 14 127 рублей (148,5% к ПМП), в 2019 году — 14 569 рублей (147,0% к ПМП).

В 2017 году будет осуществлена единовременная выплата в размере 5 000 рублей в январе 2017 года в целях усиления материальной поддержки пенсионеров и вместо индексации пенсий.

По итогам обсуждения проект федерального закона с учетом макроэкономических показателей на день обсуждения принят к сведению, с предложением по его уточнению в рамках заседания РТК.

Заместитель Председателя Фонда социального страхования РФ А.В. Руденко представил проект федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов от 16 сентября 2016 г. (по базовому варианту).

Согласно законопроекту, прогнозируемый на 2017 год общий объем доходов бюджета Фонда составит 649 842 356,3 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — в сумме 493 350 653,4 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета Фонда составит 687 436 569,6 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 543 198 254,9 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 95 256 018,9 тыс. рублей.

Объем дефицита бюджета Фонда составляет 37 594 213,3 тыс. рублей, включая объем дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 49 847 601,5 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 12 253 388,2 тыс. рублей.

Бюджет Фонда сформирован с дефицитом в 2017 году в сумме 37 594,2 млн. рублей, в 2018 году в сумме 37 656,8 млн. рублей, в 2019 году в сумме 36 316,0 млн. рублей.

В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет Фонда формируется с дефицитом в 2017 году в объеме 49 847,6 млн. рублей, в 2018 году в объеме 48 887,6 млн. рублей, в 2019 году в объеме 46 978,8 млн. рублей и сбалансирован:

  • в 2017 году с учетом использования остатка денежных средств по данному виду страхования в объеме 23 995,6 млн. рублей и остатка денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в объеме 25 852,0 млн. рублей.

В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с профицитом: в 2017 году в объеме 12 253,4 млн. рублей, в 2018 году в объеме 230,8 млн. рублей и в 2019 году в объеме 10 662,9 млн. рублей.

При подготовке проекта бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов использованы следующие показатели:

фонд заработной платы: на 2015 год — 18 419,0 млрд. руб. на 2016 год — 19 565,0 млрд. рублей, на 2017 год — 20 627,0 млрд. рублей; на 2018 год — 21 908,0 млрд. рублей и на 2019 год — 23 044,0 млрд. рублей;

номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника: на 2015 год — 34 030 рублей, на 2016 год -36 563 рубля, на 2017 год — 38 718 рублей, на 2018 год — 41 308 рублей и на 2019 год — 43 683 рубля;

индекс потребительских цен: на 2017 год — 104,9%, на 2018 год -104,4% и на 2019 год -104,1%;

На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусматриваются.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов принят средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,51 % к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Расходы бюджета Фонда предусмотрены:

на 2017 год в сумме 687 436,6 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 543 198,3 млн. рублей (или 79,0% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 95 256,0 млн. рублей (или 13,9% от общих расходов).

Кроме расходов на страховые цели, Фонд исполняет отдельные государственные полномочия за счет средств, переедаемых из федерального бюджета.

При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлены предельные размеры пособий исходя из стажевых периодов:

При страховом стаже: до 5 лет (60%) ­- 34 680,98 рублей (2017 г.), 36 929,75 рублей (2018 г.), 39 253,48 (2019 г.);

от 5 до 8 лет (80%) — 46 241,31 рублей (2017 г.), 49 239,67 рублей (2018 г.),  52 337,98 рублей (2019 г.);

свыше 8 лет (100%): 57 801,64 рублей (2017 г.), 61 549,59 рублей (2018 г.), 65 422,47 рублей (2019 г.).

Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2017 год в сумме 218 584,8 млн. рублей, на 2018 год — в сумме 233 230,5 млн. рублей, на 2019 год — в сумме 247 923,2 млн. рублей на оплату 293,56 млн. дней ежегодно.

На период 2017-2019 годов с 1 января запланированы следующие предельные суммы пособий:

единовременное пособие при рождении ребенка: соответственно 15 512,65, 17 134,52 руб., 17 837,04 руб. ;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности: 581,73 руб, 642,55 руб., 668,89 руб.;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам: минимальные размеры:

по уходу за первым ребенком: 2908,62 руб., 3212,72 руб., 3 344, 44 руб.;

по уходу за вторым и последующими детьми: 5 817,24 руб., 6 425,44 руб., 6 688,88 руб.

Предельная сумма выплаты в месяц ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  предусмотрена в следующих предельных размерах:  (не более 40% среднего заработка) : в 2017 г. — 23 120,66 рублей, 2018 г. — 24 619,84 рублей, 2019 г. — 26 168,99 рублей.

Законопроект устанавливает  размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному, на 2017 год — в размере 94 831,6 рублей, на 2018 год — в размере 99 004,2 рублей, на 2019 год — в размере 103 063,4 рублей, которая определена с учетом ИПЦ соответствующего года.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный проектом федерального закона в январе 2017 года в сумме 72 916,0 рублей, в 2018 году — в сумме 76 124,3 рублей, в 2019 году — в сумме 79 245,4 рублей, также определен с учетом прогнозируемого ИПЦ соответствующего года (на 2017 год -104,9%, на 2018 год — 104,4% и на 2019 год — 104,1%).

По итогам обсуждения рабочая группа приняла решение не согласиться с использованием профицита по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний для достижения сбалансированности бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Законопроект будет рассмотрен на очередном заседании РТК с учетом состоявшегося обсуждения.

Законопроект «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» представила Заместитель Председателя Фонда И.В.Соколова.

Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов от 16 сентября 2016 г. (по базовому варианту).

Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2017 год в сумме 1 692,0 млрд. рублей, на 2018 год — 1 758,4 млрд. рублей, на 2019 год — 1 817,3 млрд. рублей.

В структуре доходов бюджета Фонда в 2017 и 2018 годах поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование составят более 98%, в 2019 г. — 99,9 процентов.

Указанный объем доходов складывается из страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения. Фонд заработной платы по прогнозу социально-экономического развития РФ на 2017 г. в размере 20 627млрд. рублей, на 2018 г. — 21 908 млрд. рублей, на 2019 г. — 23 044 млрд.рублей является основой для расчета страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения.

Общий размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения оценивается на 2017 год в сумме 1 045,8 млрд. рублей, на 2018 год — 1 112,8 млрд. рублей, на 2019 год — 1 197,1 млрд.рублей.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование запланирован на 2017 год в размере 1 664,5 млрд. рублей, на 2018 год — 1 731,5 млрд. рублей, а 2019 год — 1 815,8 млрд. рублей.

Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения рассчитан по тарифу 5,1% без ограничения предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2016 г. в количестве 85,3 млн. человек     исходя из тарифа 18 864,6 рубля и коэффициентов дифференциации.

Учитывая напряженность бюджетов субъектов РФ, размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения на период 2017-2019 годов не индексируется и определен в размере 618,7 млрд. рублей ежегодно.

Расходы бюджета Фонда  прогнозируются на 2017 год в сумме 1 692,0 млрд. рублей, на 2018 год — 1 758,4 млрд. рублей, на 2019 год — 1 817,3 млрд. рублей.

В структуре расходов бюджета Фонда 99,96% составляют расходы на здравоохранение, из них на долю субвенции приходится 93 процента.

Для финансового обеспечения реализации переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов РФ, Фонд передаст субвенции субъектам РФ на 2017 год в сумме 1 568,7 млрд. рублей, в 2018 году — 1 632,4 млрд. рублей, в 2019 году — 1 683,2 млрд. рублей.

За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.  В 2017 за счет субвенции будет осуществляться финансовое обеспечение дополнительно 4 методов высокотехнологичной медицинской помощи.

В ходе обсуждения рабочая группа приняла решение о несогласии с  неиндексацией страховых взносов на ОМС неработающего населения на период 2017-2019 годов, что и отметила для обсуждения в рамках пленарного заседания РТК.

Кроме того, рабочая группа поддержала предложение Фонда по изысканию источников финансирования повышения зарплаты отдельных категорий медицинских работников по отношению к среднемесячному доходу от трудовой деятельности путем направления на эти цели дотации из федерального бюджета на сбалансированность бюджета Фонда в объеме 91,2 млрд. рублей, в качестве переходящего остатка Фонда.

Поддержан рабочей группой проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который предлагается продлить на 2017 год осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок или поселок городского типа в связи с потребностью в кадровом обеспечении медицинской помощью сельского населения..

Также не вызвал возражений проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2010 годов», которым сохраняются 32 страховых тарифа, а также сохраняется льгота для организаций по уплате страховых взносов в размере 60% размеров страховых взносов, уплачиваемых за застрахованных, являющихся инвалидами I, II, III групп.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», который предлагает сохранить на период до 2019 года тарифы страховых взносов, действующие в настоящее время для страхователей, а также перенести на 2 года переход на «прямые выплаты» пособий территориальными органами Фонда социального страхования РФ», также был поддержан рабочей группой.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 33-1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»  предлагает сохранить до 2019 года включительно тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  (22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и в размере 10% сверх установленной предельной величины этой базы), что было поддержано решение рабочей группы.

В заседании рабочей группы приняла участие помощник Генерального директора по взаимодействию с органами власти и законотворчеству Объединения РаЭл В.Н. Потапова.