Критерии отнесения работодателей к классам риска будут доработаны с учетом предложений Объединения РаЭл

8 ноября т.г. состоялось заседание рабочей группы РТК по развитию социального партнерства и координации действий сторон Соглашения, на котором были рассмотрены важные вопросы, касающиеся применения риск-ориентированного подхода при плановых проверках госинспекциями труда, признания утратившими силу устаревших нормативных актов, рассмотрения  предложения по предоставлению налоговых преференций работодателям, вступающим в состав членов объединений работодателей.

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А. Корж представил проект постановления Правительства РФ «О  внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», доработанный с учетом предыдущего обсуждения на заседании рабочей группы РТК 18 октября т.г. Проект постановления Правительства РФ направлен на проведение плановых проверок работодателей в соответствии с риск-ориентированным подходом и отнесением работодателей к категориям риска в соответствии  с предлагаемыми критериями. При доработке проекта многие замечания и предложения, высказанные представителями объединений работодателей, включая Объединение РаЭл, были учтены. Так, в представленном проекте документа исключен класс чрезвычайно высокого риска, исключено проведение плановых проверок ежегодно или один раз в два года, несколько снижен показатель частоты нарушений на одну проверку, в частности, в электроэнергетике, введен ряд новых показателей, влияющих на отнесение работодателей к классу риска.

08_11_2016-01

Обсуждение предлагаемых Минтрудом России новелл законодательства

Однако остались вопросы, которые необходимо еще раз рассмотреть. Объединение РаЭл направило позицию, согласно которой предложено относить работодателей к определенной категории риска на основании индивидуальных показателей соблюдения работодателем требований норм трудового законодательства, с учетом соответствующего коэффициента частоты несчастных случаев на производстве, в т.ч. смертельных, профессиональной заболеваемости, а также с учетом класса профессионального риска, установленного Федеральным законом от 22.12.05 N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год», вида экономической деятельности, определенного приказом Минтруда РФ от 25.12.2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска». Также предложено устанавливать категорию риска для юрлица с официальным извещением его и возможностью участия, ознакомления со статистическими данными госинспекций труда при  рассмотрении данного вопроса соответствующими должностными лицами Роструда, госинспекций  труда в субъектах Российской Федерации. Объединение РаЭл считает неправильным выбор отраслевого принципа при определении критериев отнесения работодателей к категориям риска.

Представители других объединений работодателей также предложили уточнить ряд показателей, применяемых формулировок в соответствии с ТК РФ.

С учетом обсуждения принято решение направить замечания и предложения в секретариат РТК для дальнейшей доработки данного проекта постановления Правительства РФ.

По второму вопросу повестки дня Заместитель Директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Т.М. Жигастова представила проекты постановлений Правительства РФ «О признании недействующими на территории Российской Федерации и утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Союза ССР и РСФСР»  и «О признании недействующими на территории Российской Федерации и утратившими силу отдельных нормативных правовых актов  органов исполнительной власти Союза ССР и РСФСР». Указанные перечни нормативных правовых актов Союза ССР и РСФСР, органов исполнительной власти были предметом рассмотрения рабочей группы Минтруда России, согласованы с федеральными министерствами, ведомствами. За исключением трех спорных позиций в сфере здравоохранения и одного пункта в сфере образования, работа по которым будет продолжена, представленные проекты постановлений Правительства РФ были согласованы членами РТК и экспертами рабочей группы.

В рамках третьего вопроса представитель Объединения РаЭл по поручению РСПП представила предложения объединений работодателей о предоставлении преференций социально ответственным работодателям, которые входят в состав объединения работодателей, заключивших соглашение в сфере социального партнерства соответствующего уровня, а именно, – отнесению расходов по оплате вступительных и членских взносов работодателей к внереализационным расходам работодателей. При этом предусмотрены условия: объединение работодателей должно заключить соглашение с социальным партнером, на организацию должно распространяться соответствующее соглашение в сфере социального партнерства, уставом объединения работодателей должна быть предусмотрена уплата этих взносов. В этих целях подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ.

Представитель Минфина России выразил отрицательное отношение министерства к предлагаемым новеллам, ссылаясь, что членство  работодателей в составе объединения работодателей является добровольным и не может влечь предоставление налоговых льгот. Кроме того, дополнение в Федеральный закон «Об объединениях работодателей» о предоставлении преференций социально ответственным работодателям, внесенное Федеральным законом от 24.11.2014 г.  № 358-ФЗ, не было согласовано с Минфином России.

Учитывая изложенное, принято решение продолжить трехсторонние консультации по вопросам содействия государства реализации права работодателей на объединение, стимулированию вступлению работодателей в объединения работодателей.

В рамках четвертого вопроса принято к сведению сообщение начальника Управления статистики труда Росстата З.Ж. Зайнуллиной «О совершенствовании системы показателей статистики труда в РФ с учетом Резолюции о статистике  трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, принятой 19-ой Международной конференцией статистиков труда (октябрь 2013 года)».

Согласно новеллам, вместо концепции экономической занятости введены концепции участия в трудовой деятельности, недоиспользования рабочей силы. В вопросник обследования рабочей силы добавлены разделы « Производство товаров в домашнем хозяйстве», «Строительство и ремонт собственного жилья, построек собственными силами», «Волонтерская деятельность», «Работа в качестве стажера или ученика на производстве». В 2017 году будет отменена верхняя граница обследуемого возраста (сейчас ­ 72 года).  Новая терминология  и подходы в статистике труда отражены в приказе Росстата от 31.12.2015 г. № 680т.

И в заключение была принята к сведению и не вызвала возражений членов РТК и экспертов рабочей группы информация Минтруда России о проекте распоряжения Правительства РФ о дополнении перечня государственных программ РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, государственной программой РФ «Безопасный труд» на 2018-2025 годы.

В заседании рабочей группы приняла участие помощник Генерального директора по взаимодействию с органами власти и законотворчеству Объединения РаЭл В.Н. Потапова.