Эксперты рассмотрели вопросы экспертизы проектов ФГОС на соответствие профессиональным стандартам

19 апреля 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Рабочей группой по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК) провели семинар для экспертов советов по профессиональным квалификациям. Семинар прошел на площадке НИУ Высшая Школа Экономики.

В рамках мероприятия были рассмотрены различные вопросы проведения экспертизы проектов федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС), актуализированных на основе профессиональных стандартов. В семинаре также приняли участие представители федеральных учебно-методических объединений (ФУМО), ответственные за разработку проектов ФГОС.

Ответственный секретарь профильной рабочей группы Национального совета А.А. Жидков в своей вступительной речи кратко изложил ситуацию с разработкой и внедрением профстандартов в систему профессионального образования, отметив, что на текущий момент утвержден 1001 профстандарт, при этом 232 из них уже актуализированы. Представитель НСПК также напомнил, что приведение ФГОС в соответствие профстандартам необходимо закончить до 1 июля 2017 года (в соответствии с положениями ст.4 Федерального закона от 02 мая 2015 г. №122-ФЗ).

На сегодняшний день важнейшей задачей, по мнению А.А. Жидкова, является такое развитие системы профессионального образования, результатом которого должно стать высокое качество образовательных услуг, и, как следствие, высокий уровень подготовки студентов. Работать на подготовку профессионалов, востребованных на рынке труда, — это значит всегда идти в ногу со временем, оперативно реагировать на достижения производства и новые технологии.

Взаимосвязь элементов национальной системы квалификаций

В своей презентации ответственный секретарь РГ НСПК представил систематизированную информация по вопросам организации экспертизы ФГОС в СПК, а также по основным ключевым требованиям проведения экспертизы ФГОС. В системе высшего и среднего профессионального образования созданы федеральные учебно-методические объединения (ФУМО), в компетенцию которых входит разработка проектов ФГОС, разработка и утверждение примерных образовательных программ. Советы по профессиональным квалификациям в отношении ФГОС ВО и СПО наделены полномочиями на проведение экспертизы, оценки соответствия профессиональным стандартам и подготовку предложений по совершенствованию.

В продолжение этой темы выступила И.А. Черноскутова, ио директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России. Она добавила, что за последнее время было проведено содержательное обновление профстандартов по ключевым профессиям в рамках среднего профессионального образования, сформирован перечень 50 наиболее перспективных и востребованных профессий (ТОП-50), разработаны соответствующие ФГОС СПО по этим профессиям. Актуализация ФГОС СПО ведется с 2014 года и должна закончиться в мае 2017 года. Основная цель проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» – создание к 2020 году конкурентоспособной системы среднего профессионального образования. Ее поддержали в своих выступлениях проректор по организационно-правовым и экономическим вопросам Московского городского педагогического университета А.И. Рожков; председатель ФУМО в системе СПО по УГПС «Сервис и туризм» Т.Н. Ананьева; заместитель директора колледжа связи №54 г. Москвы И.Г. Бозрова.

О проблемах экспертизы проектов ФГОС в системе высшего образования рассказал С.А. Пилипенко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России. Он отметил такие важные особенности актуализации ФГОС, как обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Сергей Александрович акцентировал внимание на изменении статуса экспертизы, проводимой СПК на основании Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и в состав этого Совета» от 18.12.2016 № 676.

Опытом работы, сложностями, возникающими в процессе актуализации и экспертизы ФГОС поколения «3++», поделились председатель ФУМО ВО по УГСН 42.00.00 «СМИ и информационно-библиотечное дело», профессор, декан факультета журналистики им. М.В. Ломоносова Е.Л. Вартанова и проректор по медико-профилактическому направлению СЗГМУ им. И.И. Мечникова А.В. Мельцер.

Участники семинара обсудили не только основные принципы экспертизы ФГОС ВО и СПО, сопряжения их с утвержденными профессиональными стандартами, но и проблемы согласования ФГОС в отраслевых СПК. Также рабочая группа представила на суд экспертов новый Регламент взаимодействия участников процесса разработки и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования на основе профессиональных стандартов, который устанавливает 30-дневный срок проведения экспертизы ФГОС в ЭСПК.

В заключение А.А. Жидков доложил участникам семинара о задачах экспертизы проектов ФГОС, проводимой советами по профессиональным квалификациям, и еще раз напомнил о требованиях к заполнению форм экспертных заключений.

От Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике в мероприятии принимала участие ведущий эксперт Управления по развитию профессиональных квалификаций И.Н. Маркова и Ученый секретарь ФУМО ВО по УГСН 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика Л.Е. Егорова.