Семинар-вебинар «Обсуждение вопросов взаимосвязи профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ по наиболее востребованным профессиям и специальностям»

28 сентября 2017 года в Федеральном институте развития образования (ФИРО) состоялся очередной семинар-вебинар, на котором проходило обсуждение вопросов взаимосвязи профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ. В семинаре приняли участие представители федеральных учебно-методических объединений  СПО, советов по профквалификациям, заинтересованные представители экспертного сообщества и работодателей.

 С вступительным словом к участникам семинара обратился Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций А.Н. Лейбович. Он коротко коснулся основных проблем преемственности системы профессионального образования и рынка труда. На данном этапе, напомнил руководитель НАРК, разработано достаточное количество профессиональных стандартов, затрагивающих почти все отрасли экономики. Основная задача сейчас – это институциональное оформление профстандартов, а для этого необходимо запустить процесс «доводки» содержания стандартов до современных требований. Очень правильно было бы учитывать наработанный опыт других стран, ориентироваться на общемировые тренды, мнение экспертных сообществ. Александр Наумович обозначил основные задачи взаимодействия ФУМО СПО и СПК в ходе разработки и экспертизы ФГОС и примерных основных образовательных программ.

О потенциале применения профессиональных стандартов в формировании современного содержания и требований к условиям реализации образовательных программ СПО рассказал в своем выступлении руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования В.И. Блинов. Он обратил внимание слушателей на высокую значимость и многоаспектность разрабатываемых примерных образовательных программ среднего профессионального образования. От качества знаний и умений, которые студенты получают в средних профессиональных образовательных учреждениях, зависит не только их личная реализация в профессии, но и будущее экономики страны, развитие всех отраслей промышленности. При подготовке человека к будущей профессии следует использовать формы обучения, позволяющие сразу освоить техники и способы практической деятельности. Теоретические знания должны дополнять современные практические инструменты. Очень важно, чтобы они имели потенциал будущего развития практической деятельности. При разработке ПООП следует понимать главное – что и как мы будем оценивать? Последовательность освоения умений, подчеркнул руководитель Центра, может быть подчинена дидактической логике, а не технологической цепочке. Такой подход формирует должную мотивацию у обучаемых. При подготовке ПООП необходимо помнить о временной синхронизации, то есть о плавном переходе от теоретической части обучения к практической, без длительных интервалов. Кроме того, важно не забывать о содержательной синхронизации, стараться отходить от традиций, больше опираться на современные инновационные технологии. Примерные образовательные программы – это рекомендательный продукт для формирования основных образовательных программ.

Руководитель Базового центра подготовки кадров НАРК О.Ф. Клин представила содержательную презентацию о критериях оценки ФГОС СПО и примерных образовательных программ СПО советами по профквалификациям. В своем докладе она акцентировала внимание на том, что перечень общих профессиональных компетенций в ПООП для формирования профессионального уровня квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием не должен быть одинаковым, так как уровень ответственности и сложности выполняемой работы у них разный. Критерии оценки ФГОС СПО, как и критерии оценки ПООП, нуждаются в актуализации. О.Ф. Клин обратилась с просьбой к представителям СПК дать свои предложения по актуализации критериев.

Генеральный директор НАРК А.Н. Лейбович согласился с необходимостью проанализировать в СПК критерии оценки ФГОС СПО и ПООП СПО. Резюмируя обсуждение вопросов семинара, он высказал пожелание: получить от федеральных учебно-методических объединений ответ на главный вопрос – нужна ли им экспертиза ПООП советами по профквалификациям? Возможно, было бы правильным развести ответственность за наполнение ПООП и результат «на выходе».

От Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике в мероприятии приняла участие  ведущий эксперт по профессиональным квалификациям И.Н. Маркова.