Представитель Объединения РаЭл принял участие в семинаре-совещании ФАС по тарифному регулированию

Семинары-совещания Федеральной антимонопольной службы, посвященные вопросам тарифного регулирования, являются традиционными. Однако в этом году мероприятие впервые прошло в трехдневном формате, став главным событием года в сфере тарифорегулирования и важной точкой в формировании всеми участниками процесса единого образа будущего тарифного регулирования.

В семинаре, состоявшемся 17-19 октября в Ялте, приняли участие руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев, заместители руководителя ФАС России В.Г. Королев, С.А. Пузыревский, А.Н. Голомолзин, начальники структурных подразделений антимонопольного ведомства, представители федеральных (Минэнерго РФ, Минстрой РФ, Минэкономразвития РФ, Открытое правительство, др.) и региональных органов власти, инфраструктурных и регулируемых организаций, потребителей и профессиональных сообществ по вопросам тарифного регулирования – всего порядка 600 делегатов из всех регионов Российской Федерации. Единственным участником семинара-совещания, представлявшим общероссийские отраслевые ассоциации работодателей тарифорегулируемых отраслей, стал Генеральный директор Объединения РаЭл А.В. Замосковный.

Мероприятие проходило в три этапа. Первый день семинара-совещания – пленарная часть – был посвящен деятельности Федеральной антимонопольной службы: промежуточным результатам работы и плановым задачам. Доклад об имеющихся итогах и перспективах тарифного регулирования представил Глава ФАС И.Ю. Артемьев.  

По словам главы ФАС России, принцип синергии принес в сферу тарифного регулирования те методы, которые традиционны для антимонопольного регулирования. Это прежде всего метод бенчмаркинга (сравнительный анализ цен на сопоставимых рынках), который применяется в приоритетном порядке по сравнению с затратным методом.

 

Доклад руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева

 

И.Ю. Артемьев также сообщил, что концепция проекта федерального закона «О государственном регулировании цен (тарифов) в России одобрена на совещании у 1-го заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова. «Сам текст закона будет неузнаваемо меняться после его широкого обсуждения с предпринимателями и общественными организациями, но его канва останется прежней – он заложит основу тарифного регулирования в стране и будет иметь отраслевые главы. Кроме того, мы планируем отказаться от нынешнего определения естественных монополий, закрепив в определении, что естественными монополиями могут быть только сетевые активы»,  уточнил Глава ФАС.

По его мнению, действующее определение естественных монополий сдерживает переход от естественно-монопольного рынка к конкурентному. «Опыт дерегулирования деятельности стивидоров оказался неудачным, многие стивидоры сразу необоснованно повысили цены на свои услуги. Мы можем их вразумить мерами антимонопольного регулирования. В настоящий момент мы находимся со стивидорными компаниями в стадии судебных разбирательств и надеемся, что мы выиграем суды», — заявил И.Ю. Артемьев.

Также руководитель антимонопольного ведомства отметил, что в настоящий момент идут консультации между Правительством России и Администрацией Президента РФ по поводу проекта Указа Президента, который должен утвердить «Национальный план развития конкуренции».

По словам И.Ю. Артемьева, сейчас нет противоречий по сути самого Национального плана, по тем мерам, которые предлагаются ФАС России. Ведется дискуссия о том, каким нормативно-правовым актом он будет утвержден – Указом Президента РФ или Поручением Президента РФ. В Национальном плане развития конкуренции в том числе затрагиваются тарифные вопросы.

Также во время своего выступления глава ФАС России рассказал об опыте внедрения Стандарта развития конкуренции в регионах. В разных субъектах Российской Федерации внедрение Стандарта идет по-разному. Но благодаря ему в регионах появились частные городские перевозчики, аптеки и учреждения дошкольного образования.

Руководитель антимонопольного ведомства подтвердил, что РЭКи не будут интегрированы в систему антимонопольных органов, но у ФАС России будет возможность отменять незаконные решения РЭКов или принимать тарифные решения в случае бездействия региональных регуляторов.

И.Ю. Артемьев также сообщил, что ФАС России разработала нормативно-правовые акты, которые закроют «дырки» в тарифном законодательстве. Сейчас система нормативных правовых актов в сфере тарифов позволяет на уровне регионов и местного самоуправления устанавливать тарифы значительно выше предельных, установленных Правительством России. «После принятия соответствующих актов, разработанных ФАС России, увеличение тарифов выше предельных в регионах  будет возможно только после принятия соответствующего закона местным парламентом в целях реализации инвестиционных программ», – заявил И.Ю. Артемьев.

Заместитель руководителя ФАС России С.А. Пузыревский в своем докладе также акцентировал внимание на основных проблемах тарифного регулирования, таких как разрозненность нормативно-правового регулирования, неопределенность и наличие пробелов в регулировании, отсутствие четких и прозрачных процедур установления тарифов и рассмотрения тарифных споров.

Это приводит к тому, что в большинстве регулируемых сфер тарифное регулирование осуществляется «в ручном режиме». Существует тарифная дискриминация, когда тарифы  организаций, работающих в сопоставимых условиях, различаются более чем в 10 раз. При такой ситуации нельзя исключать и наличие коррупционных факторов при принятии тарифных решений. К сожалению, при существующей системе тарифного регулирования возможно и банкротство регулируемых организаций, тариф которых установлен на уровне ниже экономически обоснованного. В конечном счете это приводит к недоверию потребителя к экономической обоснованности установленного тарифа.

По мнению замруководителя ФАС России, для решения имеющихся проблем необходимо на законодательном уровне определить единые принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов), порядок взаимодействия федерального и региональных тарифных регуляторов, порядок рассмотрения на федеральном уровне споров по региональным тарифам.

Для этого ФАС России разработала проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который должен пройти широкое обсуждение со всеми заинтересованными органами власти, предпринимателями и общественными организациями.

Также заместитель руководителя ФАС России рассказал о подготовленном ведомством проекте ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Антимонопольная служба предлагает дифференцировать нарушения порядка ценообразования в области государственного регулирования тарифов по субъекту: органы исполнительной власти и лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности. По мнению С.А. Пузыревского, также необходимо расширить условия привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 19.7.1. КоАП РФ. В частности, установить ответственность за предоставление сведений в ФАС России в неполном или искаженном виде, а также за представление документов или сведений, которые повлекли или могли повлечь установление необоснованной НВВ (необходимой валовой выручки). Кроме того, ФАС России предлагает ужесточить ответственность за повторное невыполнение в срок законного предписания ведомства – ввести дисквалификацию лиц, принявших незаконные решения.

Во второй день семинара-совещания работа велась в рамках рабочих групп по всем основным сферам регулирования с участием бизнес-сообщества. В работе самой многочисленной секции по электроэнергетике принял участие представитель Объединения РаЭл.

 

Секция по тарифорегулированию в электроэнергетике

На секции был сделан доклад о ходе разработки методических указаний ФАС при установлении тарифов для энергосбытовых компаний, прозвучали выступления представителей ряда организаций электроэнергетики. В том числе, позицию электросетевого комплекса высказала заместитель Генерального директора по экономике ПАО «Россети» О.В. Шатохина.

Один из наиболее содержательных докладов был озвучен заместителем Председателя Правительства Ленинградской области Д.А. Ялов.

С отдельным докладом, включение которого в повестку мероприятия было согласовано с организаторами, выступил Генеральный директор Объединения РаЭл А.В. Замосковный. Представитель ассоциации работодателей электроэнергетики высказал ряд тезисов по вопросам расчета, рассмотрения и включения в тариф социально-трудовых расходов работодателей: затрат, связанных с оплатой труда, льготами, гарантиями и компенсациями, обучением и переобучением персонала, в целом инвестиций в человеческий капитал, в том числе, применение профессиональных стандартов, оценка квалификации и пр. Все эти вопросы непосредственно влияют на конкурентоспособность работодателей на рынке труда, возможность привлечения и удержания квалифицированных кадров, а значит и на надежность электро- и теплоснабжения, и на такой важный вопрос, как обеспечение социального мира и стабильности в трудовых коллективах.

«Хорошо известно, что представители региональных тарифорегулирующих органов вынуждены взаимодействовать и с потребителями, и с производителями, и с представителями органов государственной власти. Причем каждая из этих сторон, как правило, высказывает недовольство работой тарифорегулятора. Более того, если кто-то будет доволен работой тарифорегулятора, это значит, что тарифорегулятор работает неэффективно. Похожая ситуация и работодателем. Когда работодатель приносит в РЭК тарифные заявки с затратами на персонал, это почти всегда подвергается жесткой критике со стороны тарифорегулирующего органа. Но зачастую коллеги забывают, что прежде чем принести эти заявки, работодатель самым серьезным образом отбивается от требований работников и их профсоюзных представителей, которые зачастую обоснованно требуют наращивания объемов заработных плат, увеличения инвестиций в человеческий капитал. Подобные дискуссии происходят и на отраслевом уровне социального партнерства: прежде чем заключить отраслевое соглашение на 2012-2013 гг., мы провели около 10 месяцев в крайне тяжелых переговорах», – отметил А.В. Замосковный.

 

Доклад А.В. Замосковного

 

В заключение представитель Объединения РаЭл напомнил, что Отраслевое соглашение является фактором двойного сдерживания. С одной стороны, оно регулирует минимальный уровень затрат на персонал, а с другой стороны, оно является сдерживающим фактором от желания необоснованно нарастить затраты в этой сфере, устроить гонку заработных плат, недобросовестную конкуренцию за персонал. Именно поэтому необходимо очень тщательно анализировать и учитывать в тарифных заявках затраты на персонал, особенно для тех организаций, на которых распространяется действие ОТС.

Присутствовавшая на заседании начальник управления тарифорегулирования в электроэнергетике Ю.В. Юдина отметила высокий уровень взаимодействия между ФАС России и Объединением РаЭл и предложила продолжить работу над Методикой учета в тарифах затрат на персонал, которая будет обсуждаться в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.   

Далее в рамках второго и третьего дня работы семинара-совещания состоялась работа стратегических сессий. Участники были разбиты по девяти группам (с учетом объединения второй и третьей группы в одну) и имели возможность обменяться идеями, моделируя возможное будущее тарифного регулирования. Итоги работы стратегических групп были доложены в рамках итогового пленарного заседания. Всеми участниками были отмечены содержательность и эффективность такого формата работы. В заключительном слове заместитель руководителя ФАС России В.Г. Королев акцентировал внимание на том, что в этом году осознанно был изменен формат семинара-совещания, чтобы минимизировать пленарную часть и дать участникам больше времени для анализа, формирования обратной связи. Все результаты работы рабочих групп и стратегических сессий будут спрессованы в единый общий результат, который ляжет в основу дальнейшей «дорожной карты» ФАС России.

 

Подведение итогов семинара-совещания

А.Н. Голомолзин, отметил, в свою очередь, что крайне интересно было услышать мнение людей, не работающих в ФАС. Очень важно, что общее мнение сконцентрировалось вокруг тезиса о том, что тарифное регулирование должно быть конкурентным. Он призвал продолжить подобную практику, чтобы активная позиция экспертного сообщества влияла на политику ФАС, выявляла возможные ошибки, помогала находить взаимоприемлемые решения.

 

Участники стратегических сессий ФАС России во главе с заместителем руководителя Ведомства А.Н. Голомолзиным (в центре)   

 

Помимо участия в основных мероприятиях семинара-совещания, представитель Объединения РаЭл провел ряд рабочих консультаций с представителями профильных структур энергокомпаний и целого ряда тарифорегулирующих органов.

 

 А.В. Замосковный с признанным авторитетом в области тарифного регулирования Е.В. Яркиным